Аренда автомобиля для путешествия или выезда за город – обычное дело для иностранца. В России же оно не так привычно для рядового гражданина как за рубежом. Хотя в Москве существует много сервисов по предоставлению авто на прокат. Порой это обходится на порядок дешевле, чем отправляться куда-то на такси. Освоение этой ниши, несомненно, дело прибыльное, но бизнес-план проката автомобилей с расчетами – первое, что необходимо сделать для успеха нового предприятия. Без этого документа начать бизнес на авто не получится.
Содержание
Насколько прибыльно заниматься арендой авто?
Любое новое предприятие – это риск. А в сфере проката машин риск немного выше, чем обычно. Потому что Россия в этой области не так развита, как иностранные государства. Происходит это из-за банального незнания простым народом существования подобной услуги. Поэтому «увидеть» всю выгоду возможности отправиться куда-то не на автобусе, а на авто, не получается. Для хорошей раскрутки необходима реклама – простой обыватель должен знать, что при наличии прав и невозможности приобрести авто прямо сейчас, можно просто его арендовать.
Перед «думками» о том, как открыть прокат автомобилей с нуля, необходимо оценить спрос этой услуги. Клиентами проката машин являются:
- Люди, у которых как раз есть свое авто, но оно, к примеру, находится в ремонте. Им уже тяжело «пересесть» на общественный транспорт, поэтому проще арендовать машину и не изменять своим привычкам.
- Люди, которые просто хотят выехать за город или совершить небольшое путешествие по стране, но не имеют своей машины.
- Предприниматели, которые не владеют автомобилем VIP класса, но им необходимо произвести впечатление на потенциальных партнеров. Для подписания договора важно все – внешний вид и встреча бизнес-персоны на респектабельном авто. Арендой такой машины часто пользуются и юноши, ухаживающие за девушками и желающие покатать их на хорошем авто.
- Люди, арендующие машину на продолжительное время для каких-либо нужд.
Расходы на открытие и содержание автопроката
Бизнес-план проката автомобилей с расчетами, в первую очередь, предполагает наличие стартового капитала, которого хватает на следующую таблицу расходов:
Расход | Примерная сумма | Комментарий |
Регистрация ИП или ООО для самостоятельного ведения отчетности в предпринимательской деятельности. | 10000-15000 рублей | Сумма будет на порядок выше, если передать ведение юридических и налоговых дел специализированной компании. |
Аренда места для автопарка. | 20000-60000 рублей | Когда на одну машину в месяц будет расходоваться примерно 2000 рублей. |
Аренда офисного помещения | 50000 рублей | Сумма зависит от множества факторов (квадратура, местоположение, удобства, оборудование). |
Оплата труда персонала | 100000-120000 рублей | Это администратор, бухгалтер, менеджер, техник, отвечающий за выдачу и прием авто, охранник и налоговые сборы с заработной платы. |
Закупка автомобилей | 3-5 миллионов рублей | Из расчета, что 5 авто эконом класса, 5 среднего, 5 класса бизнес. |
Относительно последнего пункта можно взять автомобили в лизинг, но это будет намного дороже, что сократит ежемесячную прибыль на ощутимую сумму. Лизинговые закупки упрощают наполнение автопарка, но удобны тем предпринимателям, чей бизнес сразу же начнет приносить доход. Потому что необходимо будет производить ежемесячные лизинговые отчисления. Срок лизинга – 2,5 года. По истечении этого времени авто выкупается и становится собственностью автопарка или возвращается в компанию, предоставившую его.
Расчет примерной прибыли от автомобильного парка
Для удобства расчета лучше учесть минимальные значения:
- Чтобы бизнес не был похож на контору, предлагающую абы какие машины, необходимо иметь в наличии хотя бы 20-30 автомобилей. Автопром должен быть как отечественным, так и зарубежным.
- В среднем аренда одного авто будет равна 700 рублям в сутки. Жигули классических моделей дешевле, иномарки – дороже.
- Тогда месячный оборот средств составит 300-400 тысяч рублей.
- Из него придется удержать деньги на зарплату персоналу, налоговые отчисления, ремонт авто (амортизация) и прочие расходы.
- Чистая прибыль составит 30-50 тысяч рублей.
Получить более весомую прибыль можно только с пропорциональным увеличением числа автомобилей и при наличии спроса на них.
Риски при организации автомобильного проката
Все, что касается взаимодействия авто с человеком, порой сталкивается с возникшими авариями на дорогах. Поэтому не стоит выдавать машины всем подряд. При выдаче водитель должен соответствовать определенным критериям. Например, возраст старше 21 года и стаж больше 3 лет. Лучше не выдавать авто бизнес класса тем, кто был ранее судим. Таких ограничений можно придумать сколько угодно. Главное, чтобы они не сильно сокращали число потенциальных клиентов.
Среднее количество аварийных ситуаций из 100 заказов – 5. Готовым нужно быть и к тому, что машину просто могут угнать. Из 500 авто 15-20 обязательно выйдет из строя и «потребует» вложений на ремонт. Если ответственности за аварию нести не придется (в силу законодательства), то время, в течение которого машиной не получится пользоваться (восстановление) станет убыточным.
Есть несколько вариантов того, чтобы защитить бизнес от описанных выше рисков:
- все машины должны быть застрахованными;
- клиентом вносится залог, который возвращается ему при отсутствии аварийной ситуации или тогда, когда не он был ее виновником;
- нужно установить ограничение по ежедневному пробегу, например, не более 200 километров;
- для удачного старта обязательным условием является составление бизнес-плана, скачать пример которого можно ниже;
- рекламную кампанию следует начать сразу же после оформления ИП или ООО, а лучше доверить это дело специалистам.
Итак, открытие бизнеса по прокату автомобилей – мероприятие, требующее приличного стартового капитала и знаний того, как все функционирует. Во-первых, придется уладить все бумажные дела – оформление организации, договор аренды подходящего помещения. Во-вторых, необходимо заполнить автопарк хотя бы 30-тью машинами (покупка, лизинг). Это самая большая статья расходов. В-третьих, стоит организовать слаженный процесс выдачи авто в аренду (проверка документов клиента, составление договора с ним, обсуждение всех нюансов). В-четвертых, следует содержать автопарк – выдавать персоналу заработную плату, оплачивать аренду, ремонтировать авто и терпеть иные издержки.
Только так получится прибыльное дело, приносящее позитив и ощутимую прибыль. Любой бизнес, связанный с авто – предприятие рискованное, но стоящее. А чтобы избежать возможных рисков или хотя бы уменьшить их, необходимо продумать правильный договор с клиентом и выдавать авто после соответствия человека всем заявленным к нему требованиям.